Преувеличить значение предмета «Охрана труда» очень сложно. Незнание основных правил по технике безопасности, производственной санитарии и правил работы с инструментом на рабочем месте, умение оценить основные производственные факторы, действующие на организм человека – все это не только позволяет сохранить здоровье работающего человека, но и спасти ему жизнь. Учащиеся с интересом слушают о ситуациях, произошедших на производстве. Но воспринимают их, как бы, со стороны, как будто все это происходит не рядом с ними, с такими же, как они, может быть даже знакомыми для них людьми, а где-то далеко и никогда ничего подобного с ними не случится. Ничего не поделаешь, таково свойство человеческой натуры, его психики. Это первая сложность. Вторая состоит в том, что к чувству опасности человек привыкает. Работать с металлом, горюче-смазочными материалами, подъемно-транспортными механизмами, ручным электрическим инструментом - это всегда опасно и осторожность, возникающая первоначально, постепенно исчезает, часто уступая место беспечности. И это уже опасность в квадрате.
Курс предмета «ОХРАНА ТРУДА» невелик: 32-36 часов в среднем для различных профессий и официально экзамен по нему не проводится. Опросить же всю учебную группу по основным темам за два последних занятия изучения курса достаточно сложно. Поэтому предложено было провести итоговое занятие систематизации и обобщения знаний с использованием проблемных методов обучения за два урока по 40 минут.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ: «ОХРАНА ТРУДА»
(профессия - автомеханик)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
ОБУЧАЮЩАЯ: систематизация знаний учащихся по ключевым разделам курса, основам правил техники безопасности при выполнении различного вида ремонтных работ и оказание первой помощи при возможных производственных травмах
РАЗВИВАЮЩАЯ: содействовать развитию умения работать в коллективе, способности анализировать и систематизировать материл, логически и грамотно выражать свои мысли
ВОСПИТАТЕЛЬРАЯ: содействовать воспитанию чувства ответственности, культуре общения, уважения к личности
Занятие по принятой классификации и типу можно отнести к занятию систематизации и обобщения знаний. СТРУКТУРА его включает в себя следующие этапы:
- Обоснование значения темы и цели занятия.
- Получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний.
- Обсуждение хода решения проблемы, подведение итогов, выводы.
- Поэтапная оценка действий, знаний и умений.
- Обеспечение итогового контроля над деятельностью учащихся.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, используемые при этом – объяснение и самостоятельная работа в группах, беседа, дискуссия.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЙ: