twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
1 Окт

Логопед (берет две куклы- девочку и мальчика): «Вот девочка, её зовут Аня, а вот

мальчик – Саня (при этом звук «с» произносится более длительно). Повтори.

Ребёнок (два раза произносит ): Аня. Саня.

Логопед: теперь скажи ещё

Раз и послушай внимательно. Как ты называешь мальчика. Слышишь?

Послушай, как я скажу: «Сссаня».

Давай попробуем научиться произносить этот звук «с».

В группе работа ведется с каждым.

Начнем с  пальчиковой гимнастики и упражнений кинезотерапии (насос + теневой театр).

Осуществляя постановку звука, сначала вырабатываем длительную воздушную струю, идущую посередине языка – трубочки, чтобы засвистели.

Пусть ребёнок подует на слегка высунутый широкий язык, но его зубами не зажимать. Делать несколько раз, а потом можно перевести язык за нижние зубы, чтобы получилась нужная воздушная струя.

Логопед: Представь, малыш. Что кукла – мальчик Сссаня- очень хочет, чтобы ты научился произносить его имя и первый звук в нем. Поэтому надо постараться (делаем артикуляционную гимнастику у зеркала упражнения 1-15-24).

Посмотри, где у меня лежит язык, видны ли зубы. И ты сделай так. Открой рот. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Широкий язык прижми внизу к передним зубам. Как хорошо у тебя получилось! Приоткрой рот. Теперь подуем… видишь, воздух идет. А теперь подуй на руку. Чувствуешь холодную струйку воздуха? (поднесите руку ребёнка к его подбородку тыльной стороной). Повторите еще 2-3 раза. А теперь отдохнем.

Занимательный материал

При произнесении слов ребёнок работает пальцами рук и повторяет за логопедом отдельные слова или словосочетания (лесенка+шарики).

Загадки, потешки и стихи.

При отгадывании загадок помогает малышу кукла Сссаня, кармашке ее лежит картинки- «подсказки», просматривая которые можно выбрать нужную в качестве отгадки.

● С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

( собака)

● Если дождик- мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять-

Нам под вешалкой стоять.

                      ( сапоги)

● Что за птица:

Песен не поет,

Гнезда не вьет,

Людей и грузы везет?

                      ( самолет)

● Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

 

● Слоненок удивил ребят,

Слоненок стал на самокат,

Немножко покатался-

И самокат сломался.

( Г. Сапгир)

Логопед читает, а ребёнок повторяет отдельные слова, фразы.

Если на следующем занятии ребёнок не может воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать ее еще раз. Она должна стать правильной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, вводя элемент игры: логопед предлагает воспроизвести свис воздуха, выходящего из насос, скрип новых сапог… А еще предлагаем ему раскрасить картинку- символ (она лежит в кармашке у куклы Сссани) – с насосом в синий цвет (начинается с «с» и холодный, как и струя воздуха, образующаяся при артикуляции «с»).

Хорошо усвоенный звук ребёнок легко будет автоматизировать в слогах,  в словах, стихотворениях, фразах. Проговариваем совместно.

☺ В слогах: прямых СА-СО-СУ-СЭ-СЫ

в обратных или закрытых АС-ОС-УС-ЫС-ЭС

между гласными АСА-ОСО-УСУ-ЫСЫ-ЭСЭ-АСО-АСУ-АСЫ и т.д.

со стечением согласных СКА-СКУ-СНА-СНУ-СНЫ-СКЫ-СНЭ и т.д.

☺ В словах: в начале слова- сумка, сом, санки, сапоги, сова

в середине слова- оса, весло, часы, бусы, носок

в конце слова- компас, ананас, глобус, Карабас,фикус.

☺ Всё это проговаривается вместе с логопедом и куклой Сссаней небольшие фразы, типа:

- У Сони красная сумка.

- Строители строят дом.

- На столе стоит стакан.

Стихотворные фразы, типа:

- Слава съел салат капустный, был салат капустный вкусный.

- Пес Барбос совсем раскис, дам ему ирис «Кис-кис».

- Снится сон сому о том, что он сильный слон, не сом.

- Сливы спелые висят, синим стал сливовый сад.

Ранее предложенный занимательный материал можно использовать повторно. Однако позиция ребёнка значительно активней.

Размещено в рубрике Методические заметки
.