Учащийся (3): В образе Сони автор вложил свое отношение к жизни. И Соня, и автор считают, что на крови нельзя построить хорошую жизнь в обществе, человек должен жить по законам, но никак не преступать их, жизнь должна строиться на уважении и милосердии друг к другу. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский хотел показать, что нравственность должна жить в душе каждого человека. Необходимо ее хранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек. Не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова – «чистый свет высокой нравственной идеи».
Учащийся (4): Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. «Не убий», - гласит заповедь Христа. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и тогда нам, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно только пройдя через страдания и лишения. «Душа хочет любить только прекрасное», и люди должны стать прекрасными; все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность романа Достоевского.
Учащийся (5): «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли», - писал Р. Рождественский [6]. Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы-
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею –
Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский) [6]
Заключительно слово преподавателя: Существуют внешние и внутренние критерии нравственного поведения: внешним критерием считается выполнение требований общественного мнения, внутренним – обостренное чувство собственной совести, вызывающее в человеке, в зависимости от характера, состояние либо нравственного удовлетворения, либо раскаяния и нравственных мук. Вывод нашего урока таков: именно в преодолении человеком внутренних и внешних противоречий заключается суть нравственного становления личности. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя (проблем, конфликтов, столкновений) можно почувствовать и осознать себя нравственно цельным и сильным. Нравственность развивается в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21