-Свобода творить добро и противиться злу, а не страх перед внешним давлением – источник христианской новозаветной нравственной жизни: «Познай истину, сказал Господь, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8.32). Свободен тот, кто пребывает в истине, добре, в Христосе. Путь к истине и добру лежит через духовный труд. В этом плане новозаветная мораль имеет трудовой характер. Причина возникновения «нравственного зла» - разрыв с Богом. Именно познания добра и зла, как повествует книга Бытия Ветхого Завета, привело к грехопадению, к изменению, искажению первоначальной человеческой природы, которая, сохраняя «образ Божий» и дар свободы действий и выбора, оказалась в силу этого подвержена всякого рода искушениям и соблазнам, ибо утеряла «подобие Бога», то есть в равной мере стала обладать склонностью к добру и ко злу. В деле христианского нравственного воспитания в силу этого на первое место выходит формирование такого личностного качества как сопротивление искушениям, соблазнам и сознательное свободное стремление следовать с помощью божьей путем добра. Молитва и упражнения в добрых поступках стали традиционными христианскими средствами нравственного воспитания. Через непрерывный духовный труд, внутреннюю нравственную работу по «очищению сердца» и, как любил говорить преподобный Серафим Саровский (1759-1831), по «стяжению святого Духа» - человек просветляется, просвещается и нравственно преображается. Поэтому суть системы нравственной (христианской) морали – в свободном следовании человеком евангельским заветам по пути, указанному Христом[4.]
III. Проверка домашнего задания. 2).Работа с текстами русских религиозных мыслителей
о нравственности.
Практически все русские религиозные мыслители отмечали благотворное воздействие на их нравственность: облик приходской церкви с ее лампадами, ликами святых, пением, праздничными всенощными службами; первая исповедь; религиозные наставления; благословение родителей; встречи с высоконравственными людьми из среды крестьян. В своих семьях они продолжали эту традицию нравственного воспитания. Вот как нежно писал об этом А.С. Хомяков: …Бывало, в глубокий полуночный час,
Малютки, приду любоваться на вас,
Бывало, люблю вас крестом знаменать,
Молиться, да будет на вас благодать,
Любовь Вседержителя Бога…[6]
Почему в русской религиозной философии нравственное воспитание занимает, чуть ли не главенствующее место? Найдите в текстах объяснение.
-Интересные идеи в осмыслении нравственного воспитания личности высказаны К.С. Аксаковым. Им дано яркое философско-педагогическое истолкование основных моральных понятий христианской этики: свобода, добро и зло. В своей последней работе Источником нравственного добра он называет «Свободу», а «всякое зло – как он писал – исчерпывается одним словом: «Рабство» [1]. Он считал, что «зло» в облике «рабства» обитает внутри человека, в самом его духе, а не является лишь следствием материальных и социальных условий жизни.
Холодильные шкафы витрины holodkomplex.ru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21