Тема: Обобщающее значение образов помещиков.
Цели: - выявить приемы описания характеров помещиков, помогающие постичь их характер, речь, привычки и нравы;
- совершенствовать умение самостоятельно работать с текстом, анализировать прочитанное, составлять вопросы по тексту;
- воспитывать такие качества, как: уважение к людям, трудолюбие, доброта, любовь к своей Родине.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, компьютер, интерактивная доска.
Методические приемы: самостоятельная групповая работа (подбор вопросов для диалога с каждым помещиком).
Ход урока.
I. Слово учителя.
Сегодня на урок мы пригласили главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души», помещиков, на встречу с читателями, чтобы поближе познакомиться с этими героями, их нравами, характером, речью и привычками.
А теперь предоставим слово сначала автору поэмы.
II. Беседа с героями поэмы.
Гоголь: - Мои уважаемые читатели! После выхода моего произведения, я стал получать отовсюду известия о том, как сильно ругают меня русские помещики. Другие на моём месте, может, испугались бы этого, но я только обрадовался. Это было ясным доказательством того, что портреты помещиков описаны мною верно и что подлинники задеты за живое. Меня обвиняли в «клевете и уродливой карикатуре» на Россию, вокруг моей поэмы кипели ожесточенные споры. Я же, в свою очередь, продолжаю настаивать на том, что моя поэма – это крик ужаса и стыда, и в ней на примере моих героев я хотел показать все отрицательные черты русских помещиков. Манилова я обвиняю в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности; Коробочку — в жадности и косности; Ноздрёва — в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, во лживости и мошенничестве; Собакевича — в грубости и чрезмерном чревоугодии; Плюшкина — в беспредельной скупости, превратившей его в «прореху на человечестве», в том, что он потерял человеческий облик.
Чтобы лучше понять мое обвинение, давайте предоставим слово самим помещикам, что они смогут выдвинуть в свое оправдание.
1. Помещик Манилов, расскажите, пожалуйста, о себе.
Манилов: Я — уважаемый отец семейства; имею на попечении двух отроков — Фемистоклюса и Алкида, верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в двести душ. Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга отечества. Имею дом, стоящий на эдаком возвышении, три клумбы по-английски, чудеснейшую беседку под названием «Храм уединённого размышления», в которой я предаюсь отрадным мечтаниям.
Ученик: Скажите, о чём же вы мечтаете?
Манилов: Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них бы сидели купцы и продавали разные мелочные товары, нужные для крестьян.