Можно ли своё несогласие, свой протест против государства, отдельных личностей, законов превращать в месть? Где грань между справедливым возмездием, наказанием и местью?
Что можно противопоставить несправедливостям мира? Какой выбор в борьбе со злом сделать? На эти вопросы мы отвечали, анализируя поведение героев романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова.
Что объединяет этих героев Достоевского? Что позволяет нам говорить об их общей «точке»? Сделаем выводы по таблице, сопоставляя цитаты (Варианты ответов учащихся предложены в Приложении).
Герои оформили свои взгляды: статья Раскольникова и поэма Карамазова. В письмах, адресованных вами Раскольникову, есть опровержение его теории. Некоторые герои романа «Преступление и наказание» опровергают взгляды Раскольникова своим отношением к жизни, людям. В своих работах вы опирались на их мнение.
Вспомните, кому из героев принадлежат эти слова, укажите имя героя на листочке:
1) «Это человек-то вошь». «Убивать? Убивать-то право имеете?»
2) «Но ведь ты кровь пролил!»
3) «Если произойдёт путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому, и начнёт «устранять все препятствия»?»
4) «Кровь по совести разрешаешь и с таким фанатизмом даже … Ведь это страшнее … чем официальное разрешение кровь проливать, законное …»
Обратимся к вашим письмам. Ваши аргументы против теории Раскольникова по сути и являются нравственными уроками, вынесенными из романа Ф.М.Достоевского. Прочитайте самые веские, на ваш взгляд, аргументы, запишите обратившие на себя внимание доводы одноклассников.
(Приложение.)
4. Сделаем некоторые выводы
4.1. На доске предложения, которые надо закончить, а затем предложить свои выводы.
1) Самое ценное, что есть … (у человека, - это жизнь)
2) В праве на жизнь и счастье … (все люди равны)
3)
4)
5) (Приложение)
4.2. В отзывах о поэме Ивана Карамазова «О великом инквизиторе» вы выражали своё мнение, оспаривая взгляды автора и его героя. В чём сущность взглядов и противоречий Ивана Карамазова, отразившихся в поэме? Обратимся к вашим отзывам.
(Ответы учеников:
1) «Иван не может понять, совместить существование Бога со злом, не может принять мира, в котором страдают дети».
2) «Любя детей, ненавидит взрослых, забывая, что в мире всё взаимосвязано».
3) «В его поэме противостоят 2 концепции мира, гармоничного общества. Идея Христа связана с духовной свободой человека, ответственностью за поступок, с которой, по убеждению инквизитора, человек справиться не в состоянии. Идея инквизитора заключается в делении людей на сильных и слабых, как и в теории Раскольникова. Для «избранных» важен «хлеб небесный», для миллионов – «хлеб земной». Духовная свобода – непосильное бремя для обычного человека. Вместо свободы, избранные дадут миллионам иллюзию свободы и счастья, взяв ответственность на себя. Отсюда отношение к человечеству как к стаду, идущему за авторитетом, чудом, хлебом земным».)
Репетиторы по английскому языку для начинающих lewisforemanschool.ru.