Разработка урока литературы по творчеству Ф.М.Достоевского в 10 классе.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 323 Западного учебного округа г. Москвы.
Обучение в 10-11 классах предполагает профилизацию учащихся. Какой бы направленности ни было профильное образование, в любом классе есть ребята, глубоко интересующиеся литературой, историей, языком. Гуманитарное образование и развитие таких детей реализуется в системе элективных курсов, проектной деятельности, но основной составляющей остаётся урок литературы.
Интерес к чтению, изучению гуманитарных дисциплин в закладывается в младших классах и развивается в средней школе, когда на уроках ребятам предоставляется замечательная возможность познакомиться с книгой «Вокруг тебя – Мир», известной многим учителям литературы. Эта книга позволяет по-новому взглянуть на многие произведения литературы, увидеть проблемы, связанные с основами Международного гуманитарного права, задуматься над важными нравственными и этическими проблемами нашей жизни. Именно на уроках по этому пособию в 6-ом классе ребята знакомятся с отрывками из романа В.Закруткина «Матерь человеческая», героиню которого вспоминают, будучи 10-классниками, на уроках, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского, говоря о месте и возмездии, о справедливости и наказании.
В 10 классе ребята не первый и, надеюсь, не последний раз обращаются к творчеству Ф.М.Достоевского. Ещё в начальной школе они познакомились с рассказом «Мальчик у Христа на ёлке». В 6-ом классе, наряду с произведениями писателей 20-ого века В.Распутина «Уроки французского», В.Астафьева «Конь с розовой гривой», Ю.Нагибина «Мой первый друг», в круг детского чтения вошли отрывки из повести Л.Н.Толстого «Детство» и романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», глава «Мальчики». Уже тогда ребята говорят об уроках доброты, вынесенных из детства, о духовной памяти и нравственном опыте человека, думают над словами Алёши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь эдакое прекрасное святое, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасён человек на всю жизнь».
Такими «хорошими воспоминаниями» детства могут стать и школьные уроки, общение и совместное обсуждение какой-либо проблемы, поиски её решения, ответов на волнующие подростков вопросы. В этом отношении у литературы как у учебного предмета неограниченные возможности и ценный материал, потому что предметом здесь становится не только литературное, но и гуманистическое образование и воспитание личности.