- Попытайтесь ответить полно: главное в рассказе А. П. Платонова « Никита» .
( Дети говорят о Никите, который им понравился, о благополучном возвращении отца домой, о сложных взаимоотношениях человека и природы и о возможности единства с ней, если человек добр и ведёт себя, как ребёнок).
-Так, писатель через малую эпическую форму – рассказ заставляет нас подумать об очень важном.
- А в каких прочитанных нами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой?
( И. С. Тургенев « Муму», И.А. Бунин « Косцы», Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»).
7. Шестой учебный этап. Рефлексия.
- Просмотрите в тишине слайды № 27, 28, 29, 30.
-Над чем вы думали, когда их смотрели?
(Какая красивая природа, как хорошо быть в лесу, среди ромашек, смотреть в высокое небо!..).
- Чему нас учит рассказ А.П.Платонова и мир природы?
( Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).
Слайд № 31. (О моральном аспекте отношений человека к природе).
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
9. Домашнее задание ( слайд № 32). На выбор учащегося.
1.Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их.
2. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.
3.Ответить на вопрос: « О чём заставил вас задуматься рассказ А. П. Платонова?».
4.Самостоятельно прочитать рассказ А.П. Платонова «Сухой хлеб» и сравнить Митю и Никиту.
Самоанализ урока.
Урок проведён в 5 классе 18.03.2011г.
Раздел программы: « Из литературы двадцатого века. А.П. Платонов « Никита»».
Тема: « Везде есть люди, только кажутся они не людьми ». Герой и природа в рассказе А. П. Платонова « Никита».
Данный урок пятый по счёту с точки зрения изучения жанра рассказа ( И. С. Тургенев « Муму »,Л. Н. Толстой « Кавказский пленник », А. П.Чехов « Хирургия» ,И.А. Бунин « Косцы »). На уроке повторили такие понятия, как жанр, рассказ, сюжет, главный герой. Урок был нацелен на активизацию художественно – эстетических потребностей детей для более глубокого прочтения произведения.
Тип урока – изучение нового.
Цель данного урока: через восприятие - к пониманию, от понимания – к осмыслению, анализу, интерпретации, оценке художественного произведения. На уроке шла работа по формированию вдумчивого читателя, овладевающего техникой чтения, шло обучение анализу художественного текста. На уроке читали 11 человек из 23 присутствовавших, все были оценены за чтение. Основными элементами урока были комментированное, выборочное чтение, пересказ эпизода, составление устного высказывания.
Дидактико – методическое обеспечение: учебник литературы под редакцией В. Я. Коровиной, методические разработки О. С. Ерёминой « Уроки литературы в 5 классе », учебно – методическое, литературоведческое и культурологическое пособие « Русская культура и словесность » Ю. А. Сипинев, И.А. Сипинева, СПб, 1994.
К уроку была подготовлена презентация с видеосюжетом из кинофильма Марата Никитина « Никита», фотографиями видов природы.
Подробное описание дома в стиле хайтек с плоской крышей у нас на сайте.