(Дети говорят, что им тоже иногда знакомые предметы видятся живыми, и им понятны чувства Никиты).
5. Четвёртый учебный этап. Интерпретация текста.
-Теперь мы должны определить, как этот живой мир относится к Никите. ( Слайд № 15). (Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).
-Посмотрите слайд № 16 и перескажите эпизод, соответствующий ему. ( Никита сорвал цветок).
- Прочитайте текст слайда № 17.
-Почему у всех стали злые «лица» ? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир . Да и кто из нас не помнит, какая обычно бывает реакция старших в адрес провинившегося малыша. Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, « как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира).
- Ребята, скажите, а каков по характеру мальчик Никита?
(Несмышлёныш , делающий первые шаги в осознании мира. Чуткий: всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый; он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок ).
- Прочитаем главное о характере Никиты .( Слайды № 19, 20).
(« Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»
6. Пятый учебный этап. Понимание идейного замысла рассказа.
- Когда мир перестаёт страшить Никиту? ( Слайды № 21, 22).
( « Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца – солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет».
- Посмотрите слайд № 23, найдите в рассказе отрывок к нему, прочитайте выразительно.
(« Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка…» А отец строгал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе).
-Какие перемены произошли с нашим героем?
( Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил « на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: « Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет» )
Просмотр слайда № 25.Сравнение с иллюстрацией учебника (художник В. Куприянов)
- Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это? ( Прослушивание ответов учащихся ).
( Кто-то из детей говорит, что хорошо: Никита бояться перестал; кто-то считает, что плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло. Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того – он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, « сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…).
Слайд № 26. – Как же быть: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом?..
( Дети говорят , что человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, человек часто берёт у природы больше, чем ему нужно… Это грустно.).
- Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном?