twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

«Облако, проливающееся дождем слов»…

Полякова Н.П.,
учитель МБОУ Комсомольской средней
общеобразовательной школы
Тисульского района Кемеровской области

Текст – это живое отражение мыслей и чувств автора, отражение его внутреннего мира, квинтэссенция разума и эмоций. Таким образом, читая текст, мы как бы разговариваем с тем, кто творит его.
При работе с текстом на уроке литературы приоритет отдаётся диалогу. В коммуникативной схеме «автор – текст – читатель» в школьном варианте акцент смещается вправо, при этом первичен читатель-ученик, а текст вторичен в том смысле, что он предмет общения, предмет общего разговора, в котором и автор – его участник.
Диалог с текстом – один из этапов аналитического (углублённого) чтения. В процессе его осуществляется так называемое общее наблюдение за содержанием прочитанного, в результате чего усваивается текст, т. е., понимается. Настоящий читатель всегда активен: он может соглашаться или полемизировать с автором, что-то одобрять, а что-то осуждать в поступках героев. Он сам себе задаёт вопросы и сам пытается найти на них ответы, выражает личное мнение и даёт оценку текста. На этом этапе важно осознать, что в тексте неясно, что вызывает сомнения, какие фрагменты наиболее выразительны в плане постижения внутреннего мира персонажей и т.д.
Что такое диалог с текстом? Это медленное прочтение, т. е. торможение, микропауза, необходимая для того, чтобы сфокусировать внимание на важных моментах.
Обучение диалогу с текстом – один из способов воспитания вдумчивого читателя. Это чтение, которое представляет собой проживание текста литературного произведения вместе с его героями.
Какова технология диалога с текстом?
1.Первичное (целостное) прочтение текста.
2.Вторичное («медленное») чтение.
3.Замечания по поводу прочитанного:
а) выбор ключевых слов и положений;
б) запись возникающих вопросов и выводов;
в) отбор фактов и деталей;
г) формулировка темы и идеи;
д) определение роли героев в сюжетной канве;
е) пометки о языке персонажей и стиле автора;
ж) определение роли тропов.
4. Диалог с автором.
О чём это произведение?
Что хотел выразить автор?
Удалось ли ему раскрыть тему, заявленную в названии, в первых строках?
Какова система персонажей?
Кто из героев привлёк особенное внимание?
Как организованы в рассказе пространство и время?
Каков тон рассказа?
Какие ключевые слова и предложения передают динамику настроения автора?
Как построен рассказ? Почему выбран именно такой вид композиции?
Как форма рассказа связана с его содержанием?
Какие места в рассказе показались особенно яркими, достоверными?
Какими средствами пользуется автор для выражения своей позиции? И т.д.
Чтобы ученик смог организовать диалог с текстом, необходимо вооружить его навыками анализа художественных текстов, их образной системы и других элементов структуры.

калькулятор времени часы минуты . товары из китая на русском

Страницы: 1 2 3 4

Размещено в рубрике Методические заметки
.