значению в третьем). Правильно! Эту закономерность заметил и Пифагор и доказал
одну из самых важных теорем геометрии.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Наш путь лежит на Гору «Знаний». Слайд №22. Давайте прочитаем
формулировку теоремы в учебнике на стр.130 п. 54. Теорема: Квадрат гипотенузы
равен сумме квадратов катетов. «Теорема Пифагора» - теорема, которая отражает
связь между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике.
Знакомство с теоремой Пифагора. Доказательство проводит учитель. Слайд № 23.
Учитель: Что дано в условии теоремы?
Ученики: Прямоугольный треугольник, длины сторон прямоугольника (а,b,с).
Учитель: Что требуется доказать?
Ученики: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Учитель: Выполните в тетрадях чертёж, запишите условие теоремы.
Учитель: Вычисление площадей фигур уже помогало нам при доказательстве теорем. Для этого вспомним, с чего начинается доказательство теорем о площадях фигур. По аналогии с доказательствами достроим прямоугольный треугольник до квадрата (на экране треугольник достраивается до квадрата, появляются этапы доказательства теоремы).
Учитель: Сформулируйте вывод. (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов). Ученики записывают доказательство теоремы в тетради.
Учитель: Эта теорема широко использовалась землемерами Древнего Египта. Для
построения прямого угла бечевку делили с помощью узлов на 12 равных частей. При
этом получали прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц. Его назвали
египетским треугольником и использовали для построения прямых углов без
применения специальных измерительных приборов. Слайд № 24
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Сегодня мы говорили о том, что Пифагор был разносторонней личностью. Он занимался и медициной, и математикой, был выдающимся спортсменом. А еще Пифагор был философом. Многие его афоризмы и сегодня актуальны для нас. С ними мы познакомимся в Бухте «Афоризмов».
Слайд № 25 Применение знаний по изученному материалу. Самостоятельная
работа с использованием интерактивной системы голосования.
Выполните несколько заданий. К каждому из них даны разные варианты ответов. Рядом записаны фрагменты афоризмов Пифагора. Ваша задача – решив задания, составить из полученных фрагментов высказывание математика.
Задачи Слайд № 26
№1. Катеты прямоугольного треугольника равны 3 и 4 см. Вычислите его гипотенузу.
№2. Диагональ прямоугольника ABCD - 10 см. Сторона АВ = 8 см. Вычислите сторону ВС.
Слайд № 27