Практика показывает, что целенаправленная работа, включающая и выполнение домашних заданий, приводит к определённым сдвигам в овладении умениями анализа. Так, к концу V – началу VI класса большинство учащихся видят героя в событиях и предметном мире (пейзаж, интерьер), во взаимоотношениях с другими героями, воссоздают в большей или меньшей степени его внешний облик, но не осмысливают пока ещё значения этих компонентов произведения. Они рассуждают о характере, формулируют (элементарно) идею произведения, исходя из поступков героя. Произведение для них – это не авторское видение мира и отношение к нему, а изображение реальной жизни.
У шестиклассников обостряется интерес к нравственной стороне поступков героя. Это создаёт предпосылки для постепенного перехода на новую ступень в самостоятельном осмыслении текста: не только поступки героя, но и его размышления, не только внимание к портрету, пейзажу, но и понимание функционального значения этих композиционных элементов в раскрытии характера героя и даже идеи произведения в целом, если идея доступна, близка и понятна учащимся. Это свидетельствует о том, что домашнее задание как структурный элемент учебного процесса, целенаправленно используемое в его типологическом многообразии, заключает широкие возможности активизации аналитической деятельности учащихся, развития их познавательной самостоятельности и является резервом повышения эффективности изучения литературы в школе.