twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Урок словесности
Тема «Содружество искусств»

Цель: - продолжить знакомство обучающихся с отношением А.С.Пушкина к
- пластическим видам искусства (живописи, скульптуре);
- рассмотреть отражение в поэзии А.Пушкина произведений
скульптуры;
- формировать языковую и культуроведческую компетенции
обучающихся;
- способствовать патриотическому и эстетическому воспитанию.

Оборудование: презентация «Скульптуры» (приложение 1),
тексты стихотворений Пушкина, листки со словарной работой
(приложение 2).

План урока (на доске)

1. «В лице и в жизни арлекин».
2. «Урну с водой уронив …»
3. «Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую».
4. «Юноша трижды шагнул…»
5. «Юноша, полный красы…»

Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, защищая её!
Н.Рубцов

Ход урока

Вступительное слово учителя.

«Роняет лес багряный свой убор…»
И вновь в этот традиционный день октября мы встречаемся на Пушкинском уроке, посвященном в этом году двухсотлетию Царскосельского Лицея.
Пушкина как ценителя высокого искусства волновала не только живопись.
Вопрос классу: какие примеры пушкинского отклика на шедевры живописи вы знаете?
Ответ: К.Брюллов «Последний день Помпеи» - А.Пушкин «Везувий зев открыл»; Джордж Доу «Портрет Барклая де Толли» - А.Пушкин «Полководец».

Но и скульптура, архитектура не остались без внимания великого поэта. В его богатом воображении мрамор, гипс, камень становились живым материалом, изумляли его пластикой движения. А.Пушкин размышлял: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку».

Приложение «Скульптуры» слайд 2 «Бюст Александра I Б.Торвальдсена»

Сравним мраморный бюст императора Александра I работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена и стихотворение А.Пушкина «К бюсту завоевателя» (1829) (тексты стихотворения на партах).

Вопросу классу: обратите внимание на выражение лица императора, найдите противоречивость в нем?
Ответ: противоречие содержится в изображении глаз – рта, верх лица – его низ.

Торвальдсен, работая над бюстом известного человека, удивлялся странному разделению лица, впрочем прекрасного, - верх нахмуренный, грозный, низ – выражающий всегдашнюю улыбку. Это не нравилось скульптору.

Чтение стихотворения «К бюсту завоевателя» (1829)

Вопрос классу: как в стихотворении Пушкин подчеркивает двуликость императора («двуязычность»)?
Ответ: антитеза (противопоставление) низ – верх, уста – чело.
Вопрос классу: найдите слова с негативной оценкой?
Ответ: «хладный лоск чела», «лик двуязычен», «противочувствие», «арлекин».
Вывод: Сходна ли оценка личности «властелина» в мраморе и слове?

Приложение «Скульптуры» слайд 3 «Молочница и кувшин»

Страницы: 1 2 3

Размещено в рубрике Методические заметки
.