twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
10 Апр

Урок литературы

Цели:
1. Образования:
углубить знания учащихся о М.М.Зощенко, познакомить с содержанием и идейно-художественными особенностями рассказа “Монтёр”.
2. Воспитания:
подвести учащихся к мысли об уважении таланта.
3. Развития:
Развивать умение понимать авторскую оценку, отличную от оценки повествователя.

Оборудование урока:
портрет М.М.Зощенко, выставка книг, таблица “Отношение автора и рассказчика к монтеру”, “Шариков и Мякишев”, текст рассказа.

I. Подготовка к восприятию.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с рассказами М.М.Зощенко “Галоша” и “Встреча”. Вы помните высказывание В. Шкловского о том, что Зощенко писал о человеке, который “живет в великое время, но больше озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса”. Этому человеку нужно было открыть глаза.
В решении этой непростой задачи увидел Зощенко своё писательское назначение.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.М.Зощенко “Монтёр”, который был опубликован в журнале “Бегемот” за 1926г. В №42. Рассказ публиковался под названием “Сложный механизм” или “Театральный механизм”

II. Определение уровня
читательского восприятия.
1. Понравился ли вам рассказ?
2. Какие чувства он у вас вызвал?
3. Правдоподобна ли ситуация, описанная в рассказе?

III. Восприятие, осознание, осмысление.
1. Кто, по-вашему, важнее для театра: тенор или монтёр? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Что движет монтёром?
3. Какие качества характера присущи Мякишеву?

Схема композиции рассказа “Монтёр”

1. Справедливость -
2. Скромность -
3. Честность -
4. Отношение к окружающим
5. Место в жизни
6. Жизненная позиция + -
7. Талантливость + -

Ребята, кому-нибудь понравился монтёр? Если да – то чем и за что?
4. Как стиль рассказа помогает саморазоблачению рассказчика??
О чем говорят слова: “Дело это произошло в Саратове или Симбирске, словом, где-то недалеко от Туркестана”?
5. Согласны ли вы с утверждением повествователя, что в театре все равны? Обоснуйте свой ответ.
6. Представьте, что вы директор театра. Как бы вы разрешили спот между тенором и монтёром? Уважили бы вы Ивана Кузьмича?
7. Что такое талант, и каким должно быть отношение к таланту в обществе? Должен ли талант защищать себя?
Авторская концепция и отношение к монтёру рассказчика.

Страшно, когда серость торжествует над талантом!!!
Обобщение учителя:
Не всегда авторское отношение к герою совпадает с оценкой рассказчика. В данном рассказе идея изъята из уст повествователя.
Актуален ли рассказ в наши дни?
В чем его актуальность?
Вы уже обратили внимание на необычность языка Зощенко. Он отлично знал жизнь, духовные и бытовые интересы своего читателя и прекрасно знал его язык,который был груб, неуклюж, бестолков, но он существовал, живой, непридуманный, а сам собою сложившийся, пусть скудный по литературным меркам, и все-таки – русский язык. Не каждый писатель способен спуститься с высот литературы и заговорить с людьми, о которых и для которых он пишет, на их повседневном, понятном языке, в той же тональности,в какой они говорят между собой в обыденной обстановке.
М.М.Зощенко писал о своем языке: “Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей”.
Сжатое письмо, короткая фраза – вот в чем секрет успеха Зощенко, его индивидуальный стиль.
Подведение итогов:
Домашнее задание:
Литература: И. Зощенко. Собрание соч. В 3 т., т I. Рассказы и фельетоны.Л., Худож. лит., 1986.
Ю. Томашевский. Рассказы и повести М.Зощенко. М.,1986.

Размещено в рубрике Методические заметки
.