twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Конспекты уроков внеклассного чтения

Мне хотелось бы предложить конспекты уроков внеклассного чтения по творчеству Л.Петрушевской в 5-11 классах.
Произведения Людмилы Петрушевской рассказывают не только о «свинцовых мерзостях жизни», о боли и страданиях «маленького человека», они учат любить людей, сострадать им. Читая рассказы Петрушевской, вспоминаешь слова А.П.Чехова: «надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлостях нашей жизни…».
Петрушевская остается там, где людям плохо и стыдно, а плохо и стыдно, хотя бы иногда, бывает всем. Поэтому Петрушевская пишет про каждого из нас [1; c. 21]. Кроме того, произведения писательницы учат любить жизнь и жить в, казалось бы, невыносимых условиях: «в этом мире, однако, надо выдерживать все и жить…».
Петрушевская – профессионал, работающий в самых разнообразных жанрах, поэтому произведения писательницы можно использовать, когда мы на уроках говорим о сказках, мифах, о притче, об антиутопии и других жанрах.

Конспект урока по рассказу Л.Петрушевской «Чудо»
(урок был проведен после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема урока «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Библия)

И все-таки чудеса иногда кидаются нам на грудь,
надо только чем-то выделиться – хотя бы отчаянием
В. Попов
Людмила Петрушевская чаще всего обращается к самым больным проблемам человеческого бытия, приводящим к ненормальным отношениям поколений в одной семье, к озлоблению и даже ненависти. Но не только о темных сторонах жизни рассказывает писательница, но и о том, как преодолеть трагическую разобщенность людей, бездушие, жестокость, о том, что спасет человека в этом «страшном мире». Об этом рассказ «Чудо», входящий в цикл «В садах других возможностей».
- В чем особенность названия рассказа «Чудо»?
Когда читаешь название рассказа, то ждешь чего-то необычно, яркого, какого-то праздника жизни, но вместо ожидаемого чуда – «следы рвоты и безобразия». Для Петрушевской характерно парадоксальное несоответствие между словами, вынесенными в название произведение и обыденностью, бездуховностью, цинизмом как нормой существования героя.
- Расскажите о героях рассказа.
- О чем мечтает мать? Ради чего она живет?
- Что является смыслом жизни ее сына?
«У одной женщины повесился сын…» - так несколько отстраненно и обыденно начинается повествование. Перед нами развертывается судьба матери, которая живет ради счастья своего сына: «Я для себя не живу, только для него…» (здесь и далее текст цитируется по изданию Л.Петрушевская. Собрание сочинений, том 2. Из пяти книг. М., 1996, с. 123-135.

Страницы: 1 2 3

Размещено в рубрике Методические заметки
.