ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС
интегрированный урок литературы и музыки
Тема: «Союз волшебных звуков, чувств и дум» в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Предлагаемый урок второй по разделу «Содружество искусств» и построен в соответствии с программными требованиями (программа по литературе под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого). Рассказ изучался учащимися самостоятельно (домашнее задание).
Цель: формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э. Грига.
Задачи:
Образовательные:
обучение анализу художественного произведения в единстве с его содержательной и художественной сторон: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
Развивающие:
Развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения;
Развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий;
Развитие коммуникативных способностей посредством работы в группах;
Воспитательная:
умение видеть прекрасное и духовное начало в жизни,
умение слушать музыку
Оборудование: диск с записью произведений Грига, ММП, презентация к уроку, корзина с шишками, раздаточный материал (карточки)
Тип урока: интегрированный урок с элементами мастерской
Методы и приёмы: метод интеграции (литература и музыка), элементы проблемного обучения, коммуникативный метод: работа в группах поискового характера (работа с текстом), творческие задания на развитие ассоциативно-образного мышления, составление синквейна,
беседа.
Ход урока:
1. Запишите тему нашего урока: «Союз волшебных звуков, чувств и дум»
(Слайд № 1- 2)
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
(Об искусстве, о литературе и музыке, о связи искусства с жизнью)
- Вы любите тайны? Каждое художественное произведение – тайна. Разгадать её может только очень внимательный читатель. И сегодня на уроке мы должны будем разгадать тайну рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Первый секрет – название.
Что вы представляете, когда произносят «корзина с еловыми шишками»?
(Лес, высокие ели, запах смолы, осень (шишки созревают осенью), голоса птиц… Может быть композитор написал музыку про такой еловый лес… А ельник… - на берегу моря…
музыка, композитор, берег моря, еловый лес, корзина с еловыми шишками, осень…)
Проблемный вопрос (Слайд № 3)
- Почему рассказ, посвящённый жизни композитора Эдварда Грига, Паустовский назвал «Корзина с еловыми шишками»? В чём смысл названия? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- А поможет нам небольшое путешествие на родину героя рассказа.
3. Сообщение об Эдварде Григе с демонстрацией слайдов (слайды № 4 – 9):