(Небольшого росточка, тщедушный, ничем не примечательный парнишка, каких в городе много. Воспитывается без отца. Видно, что материально им с матерью живется трудно, да жизнь городская не такая уж интересная для него. Иначе не решился бы мальчик в осеннюю пору отправиться один в дальнюю дорогу.)
-- Как раскрывается внутренний мир мальчика на природе? Что для него является главным во время рыбалки?
(Ему очень нравится состояние покоя, часы проведенные в созерцании водного пространства и его обитателей, «разговоры да байки про хитрых щук» , «голоса птиц и молчание рыб». Он становился частью живого мира, сливался с ним, и от этого слияния был «таким же свободным, как ветер ли, дерево, малая птица … )
3)Слово учителя.
Давайте на короткий миг перенесемся на речной берег, послушаем звуки живой природы, не заглушаемые автомобилями. (Прослушивание звуков живой природы (запись плеска волн, переклички диких уток на рассвете , шуршание камышей, удар весел)
V. Продолжение беседы по рассказу.
--Какие фольклорные образы вводит писатель перед драматической ситуацией на реке? Какова их роль?
Художественное чтение эпизода встречи мальчика и деда с Савушкой.
( Древний дед Савушка и орел – белохвост напоминают сказочного старика – лесовика, лешего и птицу – вещун, помогающих добрым людям найти дорогу в лесной чаще, предостерегающих об опасности. Савушка – вечное мудрое начало, Совесть земли.
Вспомним « Слово о полку Игореве …», где птицы и звери предупреждают русских воинов о гибели, переживают с ними горе и радости.
Мы разучились понимать связь свою с Умной Природой, разучились ее слышать. И в этом трагическая ошибка всего человечества.)
--Какие художественные средства чаще всего использует автор при описании картин природы? Почему?
(Олицетворение, эпитет, метафора – основные средства выразительности в этом рассказе, потому как автор наделяет «живой душой» всё сущее на земле («жёлтые злые глаза птицы», «осмысленный, словно удивлённый, взгляд» сома, «сказочные рыбы в золотистых шеломах да бляхах» и тд.)).
--Почему автор наделяет мудростью ребенка, а не его деда?
(Ребенок еще чист. В нем нет той страсти азарта, страсти к рвачеству, что заглушает самые лучшие порывы. Мальчик верит в правдивость всего , что видит, слышит, он ощущает себя частью настоящего, живого мира и поэтому не может смириться с тем ,что какому – то живому существу в этом мире больно.)
--Когда, кем было брошено в его душу зерно мудрости?
(Он слышал рассказы бабушки о том , как прадед отпускал на волю рыбу, чтобы не переводилась стерлядка в донских водах, как «отказывала…молчала …» рыба и « уходила на глубь» от человека. В нем, городском жителе ожила незримая связь со своими корнями, с землей – матушкой.
Геомембрана geofabrika.ru.