Материалы в помощь учителю при подготовке к занятиям.
Фольклорная традиция Нижегородской области.
История изучения народных сказок Нижегородской области. Информация для подготовки к занятию
Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю
тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Богатая сказочная традиция характерна для нижегородской земли. Рожденная в далекие, незапамятные времена, народная сказка жила и совершенствовать и в древнюю пору и в средние века. Хорошо знали и нередко рассказывали сказки наши далекие предки и в 17 и 18 столетиях, а уже с 20-х годов минувшего века сказкой, наряду с произведениями других жанров русского устного народного творчества, активно интересуются писатели, ученые и издатели фольклора. Известно, что уже в 30-х годах в Москве были предприняты первые попытки публикации сказки, содержание которой связано с событиями, якобы происходившими на Макарьевской ярмарке. Тогда же наш край стал родиной замечательных пушкинских сказок, созданных великим поэтом на основе записей фольклорных текстов. Каждое из трех посещений Болдина отмечено глубоким изучением Пушкиным жизни, быта, словесного творчества народа и работой над сказками. Во время первого своего приезда, в сентябре 1830 г., он создал «Сказку о попе и о работнике его Балде» и начал писать «Сказку о медведихе». Во вторую болдинскую осень, в сентябре – ноябре 1833 г., были написаны «Сказка о рыбаке и рыбке» и «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В итоге третьего посещения Болдина, в сентябре 1834 г., появилась «Сказка о золотом петушке». Именно эти произведения называл Горький, назвав Пушкина «первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая в угоду государственной идее «народности» и лицемерным тенденциям придворных поэтов. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу».
Деятельность Пушкина, связанная с записью и широким использованием фольклора в своем художественном творчестве, стала своеобразным прологом к интенсивному собиранию и изданию произведений устной народной поэзии. Во многих местах России в ту пору отмечается большая распространенность и активное бытование разных жанров фольклора. В частности, о популярности на нижегородской земле народных сказок говорил В.И.Даль, переведенный в Н. Новгород в 1849 году автор конфискованного властями сборника «Русских сказок» «казак Луганский» имел возможность в течение десяти лет наблюдать бытование народной поэзии во многих селениях губернии и фиксировать наиболее интересные тексты. Вполне допустимо, что среди сотен произведений сказочного жанра. Имевшихся в коллекции Даля, есть и сказки, записанные от нижегородцев.