МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119»г. Перми
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 119 г. Перми
Смирнова Евгения Алексеевна
Пермь, 2011г.
Групповая работа заняла достойное место на уроках русского языка. Учителя отмечают высокую эффективность подобной организации туда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность (в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе). Высокая результативность уроков связана с активностью учеников. Хочется познакомить словесников с опытом работы, накопленным за несколько лет, и высказать некоторые соображения о групповой работе в классе.
Сначала групповая работа использовалась мною при организации внеклассной деятельности, в кружке «Знатоки русского языка и литературы», который был создан на основе разновозрастных групп, куда входили ученики V-IX классов. На организационном занятии определялись правила посещения кружка, выбирались командиры групп, обычно из числа старшеклассников. Затем командиры должны были сами набрать себе команду-группу из учеников школы. В группу входило 7-9 человек, они выбирали себе тему и работали над ней до следующего занятия кружка.
План занятия кружка разрабатывался самими ребятами, и было оно всегда интересно творческим подходом, неожиданными находками членов групп.
На уроках внеклассного чтения, также применялись новые формы групповой работы. Сформированным группам давались различные задания по чтению книг или эпизодов из них, перед ними ставились поисковые задачи. Ребятам стало интересно собираться вместе после уроков, поспорить, найти общее решение. По произведению Такая организация работы помогает в нравственном воспитании учащихся. С уроков внеклассного чтения исчезли отказы отвечать, повысился интерес к таким урокам. Позднее группы мы стали создавать прямо на уроке, ставили проблемные вопросы по произведению, и не было случая, чтобы учащиеся не справлялись с ним. Работа групп оживляет урок, привлекает и активизирует внимание учащихся, для старшеклассников она особенно эффективна. Очень плодотворной является форма диалога между группами на основе домашнего задания.
Обобщив свои наблюдения, я пришла к выводу о целесообразности использования групповой работы, начиная с пятого класса. Сами учащиеся отмечают, что на подобных уроках интереснее; связано это с высокой результативностью, чёткостью и, конечно, более свободной атмосферой на занятии. Такая форма работы ведёт к сотрудничеству ученика и учителя на уроке.