Обучение сочинению – способ формирования
креативного мышления современных школьников
В системе уроков внеклассного чтения наиболее сложным представляется урок по литературе последних десятилетий. Часть учителей обходит эту проблему, ограничиваясь изучением литературы 60-80-х годов. Мне представляется целесообразным и необходимым внимание учащихся привлечь к самым новым произведениям, произведениям наших дней. Подобный опыт может повлиять на самостоятельное чтение школьников, позволит связать литературу классическую с современной.
О таком уроке я хочу рассказать вам сегодня. Проводился он в форме диалога учителя с учащимися, которые специально работали с произведениями современных авторов.
Тема: «Пусть душа останется чиста…»
Класс: 11
Форма: урок-суд по произведениям В. Потанина
Тип: комбинированный урок
Задачи
1. Привлечь внимание современного школьника к произведениям литературы наших дней, ее нравственно-философской проблематике.
2. Научить учеников видеть в любом произведении вечный, общечеловеческий смысл; способствовать духовному формированию человека в школе.
3. Воспитывать читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью.
Цели
1.Рассмотреть особенности художественных тенденций литературы на современном этапе.
2. Помочь учащимся разобраться в художественном мире произведений современных авторов.
3. Вызвать у детей душевный и эмоциональный отклик, размышления о прочитанном.
4. Совершенствовать умение вести аргументированную полемическую беседу.
5. Попытаться раскрыть особенности творческого метода В.Ф.Потанина, показать нравственные идеалы писателя.
Перед уроком внеклассного чтения я провела экспресс-опрос среди выпускников школы. Им предлагалось два вопроса:1. Что вы читаете на досуге? 2. Чему из предложенных вариантов отдаете предпочтение? Вы видите результат.
Готовясь к уроку, школьники разделились на 4 группы: «Читатели», «Литературоведы», «Исследователи», «Консультанты». У каждой группы была своя задача. Направляющая роль учителя заключалась в обеспечении учащихся текстами и критической литературой, поскольку в условиях сельской школы самостоятельно решить подобную проблему сложно.
1. Читатели.
Знакомились с рассказами, повестями, разнообразными по тематике и жанровой природе, написанными писателями разных литературных течений за последние 20 лет.
Делились своими впечатлениями, ощущениями по поводу прочитанного.
2. Литературоведы.
Исследовали критическую литературу по произведениям современных авторов и давали истолкование точки зрения ведущих критиков страны по поводу нововведений в литературе.
3. Исследователи.
Работали с дневниками и воспоминаниями писателя наших дней (В.Ф.Потанина). Делали необходимые выписки по предварительному заданию учителя.
4. Консультант (независимая, нейтральная позиция)