twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Чёрт в сознании человека

Сатана, Дьявол, Чёрт… Этот образ своими корнями уходит в глубокую древность. И не случайно, ведь жизнь человека испокон века была осложнена ежеминутным ощущением «присутствия» вокруг него сонма демонов, злых колдунов, ведьм, чертей, которые проникали в миросознание людей, волновали их умы. Интерес к «нечистой силе» был настолько велик, что ещё в эпоху Возрождения развилась демономания (почитание дьявола), это привело к возникновению тайных сатанинских обществ.
Кто же он, этот дьявол? Демон, бес, чёрт – это отлучённый от Бога падший ангел, не могущий найти себе места соразмерно собственной гордыне. По учению Серафима Саровского, он есть не что иное, как самое отвратительное из возможных демонических воплощений. Алкоголь, курение, шулерство, болезни – всё от чёрта. В целом прямая цель его пребывания на земле – смущать человека соблазнами (искушать его) или завлекать лукавством, направляя тем самым венец божьего творения на погибель, конечная же мечта дьявола – власть над душой человека. По преданию, наибольшую опасность черт представляет в определённых местах, в определенное время суток и в определённое время года.
Оккультисты и мистики полагали, что как един Бог (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), так едина и «чёрная троица» - Дьявол, Сатана и Антихрист. А Библия гласила, что в «царстве тьмы» существовала определённая иерархия, и каждый демон «отвечал» за определённые человеческие пороки. Постепенно в сознании современных людей демоны утратили свою «индивидуальность». Так что – Дьявол, Сатана, Мефистофель, Люцифер, Князь Тьмы, Воланд, Вельзевул, Асмодей, Баалберит, чёрт – как бы его ни назвали, а всё это один и тот же персонаж – дух отрицания, дух тьмы и зла. Облик чёрта непостоянен. Он может быть страшным и грозным врагом добра, как у А.Данте в «Божественной комедии», циничным, насмешливым и коварным, как у И.Гёте в трагедии «Фауст», мелким и комичным, лишённым жуткого обаяния, как в пьесе К.Марло, трагичным, мятущимся и блуждающим в лабиринтах души, как у М.Ю.Лермонтова в поэме «Демон». Облик чёрта непостоянен, но интерес к этому персонажу в мировой литературе стабилен. А иначе и не может быть, поскольку ещё со времён первых античных и восточных философов (а это примерно 6 век до н.э) люди задавались вопросом о соотношении добра и зла, свободы воли человека и судьбы. Один из отцов церкви, Аврелий Август (5 век), считал, что человеку от Бога дано право выбирать, но оно ограничено судьбой, возникшей как следствие его грехопадения. Об ответственности человека за свой выбор во зло или во благо своей души писали и Кристофер Марло, и Лессинг, и В.Шекспир, и А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь. Эта же проблема волновала В.Набокова и М.Булгакова.

Причины обращения к чёрту М.Булгакова и В.Набокова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Размещено в рубрике Методические заметки
.