twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
16 Апр

Урок - концерт
по изучению авторской песни в 7 классе

Тема: Б.Окуджава. В.Высоцкий. Авторская песня как литературный факт.
Цель урока: на основе творчества Б.Окуджавы, В.С.Высоцкого знакомить учащихся с понятиями «бард», «бардовская песня», с авторами - исполнителями 60- 80 гг; отработка части С в подготовке к ЕГЭ на основе анализ текстов.
Тип урока: урок - концерт
Оборудование: ИКТ, портреты бардов, стихи, плакаты с эпиграфами, видеозапись, учебники, тетради, тестовые задания, оценочный лист

Ход урока

I. Организация начала урока (2 )

– Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Тема нашего урока – «Б.Окуджава. В.Высоцкий. Авторская песня как литературный факт». Знакомство с творчеством замечательных поэтов – бардов.
Нам необходимо выяснить, что такое «бардовская песня», почему исполнителей называют «бардами».
Кроме этого, после изученного материала вы выскажете свое мнение о творчестве Окуджавы и Высоцкого.
Запишите тему урока «Б.Окуджава. В.Высоцкий. Авторская песня как литературный факт.»

II. Повторение изученного (4 )
При работе будем использовать несколько литературных терминов (повторить понятия « тема, идея, лирический герой, эпитет, лирика, послание») . Чтобы их повторить,
выполните предложенный тест. Результаты внесите в оценочный лист.
III.Изложение нового материала и его анализ. Слово учителя (22 )

Основоположником авторской песни является Булат Шалвович Окуджава Что же это за человек? Трудно говорить о том, кого не разу не видели, поэтому предлагаю для начала посмотреть видео фрагмент с выступлением этого исполнителя.
- Несколько фактов из биографии и творчества.
- Понять, какой это был автор, мы сможем судить, только познакомившись с его произведениями.
« До свидания, мальчики…» ( чтец 1)
- Какова тема данного стихотворения?
- С какой целью автор создал это произведение?
«Грузинская песня…» ( чтец 2)
- О чем это произведение?
- Какие чувства оно у вас вызывает?
- « Любовь и разлука» ( чтец 3)
Свое чтение оцените.
Текст вам знаком. Правильно вы утверждаете – это песня. Каково ваше впечатление от прослушанного стихотворения?
- Какова тема?
-По каким признакам вы можете определить, что это песня?
- Действительно, все произведения очень мелодичны, не зная мелодии, хочется петь. Чтобы это реализовать, послушаем музыкальный фрагмент.
( « 9 граммов в сердце..») Аудиозапись.
- Откуда это произведение?
-Итак, перечислите темы стихотворений, принадлежащих Булату Окуджаве.

-Творчество Б.Окуджавы имело влияние на творчество многих известных исполнителей: Розенбаума, Митяева, Визбора, Высоцкого. О творческом пути последнего мы и поговорим сейчас. Запишите подтему,
эпиграф. Немного об этом человеке нам расскажет Никита.( Выступление учащегося)
- Теперь, чтобы легче можно было говорить об этом авторе, смотрим видео ролик.
- Попытаемся и в творчестве Высоцкого определить несколько ведущих тем, почитав его произведения.
- « Он не вернулся из боя» (чтец 4)
- О чем это стихотворение?
- Как построено произведение? Что напоминает?
К кому обращается автор?
-« Прощание» (чтец 5)
- Какова тема произведения?
- Кто является лирическим героем?
- Почему такое название? К кому обращается автор?
« Песня о друге» (чтец 6)
Своё чтение оцените.
Где слышали? Как назывался фильм? Может быть вы можете назвать и главных героев?
( Х.ф. « Вертикаль», где снимался Высоцкий . История создания песни).
- Отличаются ли стихи этого автора от произведений Б.Окуджавы? Чем?
IV.Закрепление материала (7 )
( сочинение - миниатюра)
- Попробуйте сейчас высказать свою точку зрения о том, песни какого автора вам понравились больше и почему? Напишите сочинение из 5 -6 предложений.
Пока будете работать, прослушаем «Песню о друге» в исполнении В.Высоцкого.
V.Итог. Анализ некоторых творческих работ. Оценить работу на уроке. (3 )
- Итак, ребята, почему же в литературе мы говорим об авторской песне? Кого называют БАРДОМ?
Что интересного запомнилось о тех бардах, кому была посвящена тема урока?

VI. Домашнее задание (2 )
Дома: « Песня о буревестнике» М.Горького – читать.

VII. Резерв
Фонограмма песни «Кони привередливые» в исполнении Высоцкого

Литература:

1. Владимир Высоцкий . Избранное. Москва: Советский писатель,1988
2. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988
3. Российские барды. Электронная книга, том 3. Владимир Высоцкий. Комсомольская правда, 2010
4. Российские барды. Электронная книга, том 6. Булат Окуджава. Комсомольская правда, 2010
5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 252 с.

Продажа велосипедов Stels Navigator в СПб.

Размещено в рубрике Методические заметки
.