8) Анализ части рассказа «Наказание добротой».
-Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать! (с.285)
-Мальчик в этот момент видит бабушку. Мы ощущаем волнение героя, даже, кажется, слышим тревожный стук его сердца: «Взмах шестов, перекидка рук, толчок, - лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе…» Строение предложений помогает нам понять состояние героя.
-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)
-Все эти чувства смешались в одно, мощное, как когтистый зверь, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это. (с.288)
Работа в группах
1 группа (с учителем). Сопоставление иллюстраций с текстом.
- Какой эпизод запечатлели художники ?
-Что, по-вашему, передано наиболее удачно на 1-ой иллюстрации? На 2-ой? (обстановка деревенского быта, суровое, но справедливое лицо бабушки, сочувствующий дедушка, раскаявшийся грустный герой и пр.)
-Подберите цитату из текста к этим иллюстрациям.
-Какая из иллюстраций наиболее точно отражает содержание текста и передает чувства героев?
2 группа. Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка купила внуку пряник конем?»
3 группа. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой-рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?
-Послушаем ребят, работающих самостоятельно.
-Обещанный за землянику пряник мальчик все-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука … добротой, закрепляет пробуждение совести …добротой.
Выступление экспертов
-Что такое доброта?
-Как вы понимаете пословицу?
СЛАЙД
-Мудрое решение бабушки помогает понять мальчику самое главное, как вы думаете, что?
4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.
5 урок: Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
-А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания души ребенка. В одном из рассказов повести «Последний поклон», об истории написания которой мы говорили на предыдущих уроках, бабушка Екатерина Петровна просит Бога:
«Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить» (т.1, с.334) Это и означает - жить по совести.
4.Обобщение.
-Какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло?
СЛАЙД
5.Домашнее задание.
СЛАЙД
Читать рассказы сборника «Конь с розовой гривой»
6.Оценивание детей.