twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Мастерская по литературе. 4 класс.

Цели:
1. Помочь учащимся увидеть своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина, понять, как пейзаж помогает выразить чувства лирического героя.
2. Развивать воображение, речь учащихся.

Ход мастерской.

1. Индуктор.
Послушайте музыку («Дорога без конца». Музыка С.Баневич).
- Запишите слово 'дорога'. Какую картину вы себе представляете?

2. Работа в группах.
- Поделитесь своими записями с товарищами.
- Подберите синонимы к слову дорога. (Путешествие, поездка, путь).
3. Индивидуальная работа.
- Какое из этих слов многозначно?
- Подберите определения к слову «путь». (Долгий, тяжелый, жизненный).
А.С. Пушкин всегда в свои произведения вкладывает глубокий смысл, размышления о жизненном пути человека. Обстоятельства жизни много раз заставляли Пушкина отправляться в дорогу. А иногда ему приходилось задумываться о дальнейшем жизненном пути.

4. Сообщение о Михайловском периоде в жизни поэта.
За написание свободолюбивых стихов царь отправляет Пушкина в ссылку сначала на юг, а затем в село Михайловское, имение его матери. Царское правительство надеялось, что там, в глухой деревне, поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза наконец умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, под надзором полиции, Пушкин чувствовал себя как в тюрьме. Сюда, в Михайловское, к Пушкину приходит печальная весть о разгроме восстания декабристов. Он узнает о том, что многие его товарищи в тюрьмах, на каторге. И вот, наконец, ему разрешено приехать в Москву.
Пушкин пишет стихотворение 'Зимняя дорога'. Послушайте.

5. Чтение учителем 1 части стихотворения.

6. Индивидуальная работа.
- Зимой рано темнеет, и путник движется в темноте, при свете луны. Подберите глагол, описывающий действия луны.
Сквозь волнистые туманы
........................ луна.

Афиширование. (Тускло светится, ярко светит нам, показалась нам).
- Прочитайте 1 строфу.
- Какой глагол использовал А. С. Пушкин? (Пробирается).
- Как вы понимаете это слово? ( Движется, преодолевая препятствия, трудности).
- О ком можно так сказать? (О живом существе).
- Как называется такой прием, когда образ живого человека, его качества переносятся на неживой предмет? (Олицетворение)
- Как вы думаете, что хотел поэт подчеркнуть этими строчками? ( Луна сравнивается с путником, у которого нет свободы выбора).
- Найдите в 1 строфе еще олицетворение. (Печальные поляны).
- Почему А. С. Пушкин 2 раза употребляет слова 'печальные', 'печально'?
- Какие звуки повторяются? (П, л, н). Аллитерация также усиливает выразительность строфы.

7. Индивидуальная работа.
- Прочитайте 2 строфу.
- Как вы представляете себе 'тройку борзую'?
Работа с толковым словарем.
('Борзый' – быстрый, резвый).

- Послушайте музыку. (П. Чайковский 'На тройке').
- Подходит ли она к стихотворению. Почему?

Страницы: 1 2 3 4

Размещено в рубрике Методические заметки
.